День Воздушного флота России отмечается ежегодно в третье воскресенье августа на основании Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации № 3564-1 от 28 сентября 1992 года «Об установлении праздника День Воздушного флота России».
В этот день, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 949 от 29 августа 1997 года «Об установлении Дня Военно-воздушных сил», проводятся праздничные мероприятия, посвященные Дню Военно-воздушных сил России.
У Дня Воздушного флота России два отца-основателя: Николай II и Иосиф Сталин. Они оба в разные годы в августе отдали значимые для отечественного воздухоплавания распоряжения.
Последний русский царь в 1912 году, 12 августа повелел сформировать при Главном управлении Генштаба первую в стране часть, как мы теперь бы сказали, военно-воздушных сил и передать в ее ведение все вопросы развития нового рода войск.
А вождь всех народов установил в социалистической стране традицию праздновать День воздушного флота СССР, начиная с 18 августа 1933 года.
Президиум Верховного Совета Российской Федерации в 1992 году поддержал сталинский почин, постановив отмечать этот профессиональный праздник (только уже не СССР, а России) ежегодно в третье воскресенье августа.
В 1923 году было создано Всероссийское общество добровольного воздушного флота "Добролёт" и открыта первая воздушная линия: Москва - Нижний Новгород.
В 1964 году для объединения всего воздушного транспорта было создано Министерство гражданской авиации (впоследствии Департамент воздушного транспорта), с 1996 года - Федеральная авиационная служба (ФАС) России, с 1999 года - Федеральная служба воздушного транспорта России.
В 2000 году функции Федеральной службы воздушного транспорта были переданы Министерству транспорта РФ, в марте 2004 года - Федеральному агентству воздушного транспорта.
После распада СССР в 1991 году "Аэрофлот" перестал существовать как единая отрасль. Стали формироваться "собственные авиации" в бывших союзных республиках и в регионах России. На базе территориальных управлений возникли концерны, корпорации, ассоциации, авиакомпании.
Гражданская авиация России выполняет свыше 30 процентов всех междугородних перевозок на дальние расстояния, а в ряде регионов (Крайний Север, Сибирь, часть Дальнего Востока) более 60 процентов. Авиация специального применения осуществляет около 100 различных видов работ в сельском хозяйстве, строительстве, нефтедобывающей промышленности, геологии, ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций.
В настоящее время парк воздушных судов России насчитывает около 6 тысяч единиц: 3930 самолетов и 2040 вертолетов. Имеющийся парк воздушных судов пока удовлетворяет спрос на перевозки.